Вертикальное кино нового поколения поднимает «Золотой якорь»
В Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина состоялось знаковое событие для отечественного кинематографа и морского сообщества — торжественная церемония награждения победителей Первого морского молодежного фестиваля вертикального кино и видео «Золотой Якорь». Фестиваль, посвященный морской и арктической тематике, стал уникальной площадкой для творческой самореализации молодежи из морских, речных и военно-морских учебных заведений России и стран СНГ.
«Мы живем в морской столице России, в колыбели российского флота. Фестиваль «Золотой Якорь» рассчитан на молодое поколение. И я очень рад, что мы воспитываем молодежь на морских традициях, в том числе приобщаем к морскому кинематографу. Уверен, что фестиваль будет жить, что его идеи будут востребованы в России и даже за ее пределами», — отметил директор МТА имени адмирала Д.Н. Сенявина Виктор Никитин.
От вертикального экрана к большому зрителю
Экспертное жюри под председательством актера и режиссера Андрея Носкова определило лучшие работы в 11 конкурсных номинациях. В состав профессионального совета также вошли: российский актёр и общественный деятель, народный артист РФ Николай Буров, старший помощник капитана танкерного судна, дипломированный капитан и популярный блогер Артем Ильин, режиссер, сценарист и продюсер Арсен Аракелян, кинопродюсер, основатель кинокомпании «Ливандия» и фестивального агентства «Мир Фестивалей» Иван Лопатин, директор Духовно-просветительского центра «Свет Валаама», представитель Фонда «Люди Моря», монах Марк (Зайков), режиссер-документалист Владимир Кривов.
Андрей Носков отмечает, что после фестиваля стало понятно: важно не только создать хорошие проекты, но и довести их до широкой аудитории нашей большой страны. Поэтому сейчас обсуждается создание платформы, которая помогала бы таким работам находить зрителя. Кроме того, она станет точкой роста для новых участников — позволит сравнивать, видеть уровень и стремиться сделать лучше. Это действительно важный момент: проекты должны быть увидены.
Однако есть в номинациях и фильмы, созданные при помощи ИИ. Как профессионалы судили такие работы, и где, по их мнению, проходит грань между техническим помощником и заменой живого воображения.
«Что касается искусственного интеллекта, я бы сравнил его с вертикальным кино, – говорит Андрей Носков. – Технологии сегодня развиваются так быстро, что мы уже не можем запретить детям и подросткам пользоваться смартфонами — разве что радикально, чего, конечно, никто делать не будет. Мы живём в этом мире, и относиться к нему нужно с критикой, но критикой мудрой. Как её в себе вырастить — вопрос сложный.
Искусственный интеллект для меня во многом всё ещё неизведанная территория, признаюсь, я отношусь к нему с осторожностью. Но при правильном использовании он не заменяет воображение, а, наоборот, может его расширять — как в хорошей литературе, где сначала рождается мир, а уже потом появляются инструменты для его воплощения. Это может давать неожиданные и интересные результаты. Показательно, что даже Николай Витальевич Гуров, представитель классической школы, очень живо откликнулся на проект, созданный с применением ИИ.
Мне бы хотелось, чтобы молодые авторы не подменяли творчество копированием известных образцов. Пусть в основе всегда остаются фантазия и воображение — ничего богаче этого всё равно не существует. А современные инструменты подтянутся следом.
О перспективах вертикального кино мы пока можем только догадываться. Ещё пару лет назад этого жанра фактически не существовало, а сегодня он уже сформировался. Наша задача — повышать его уровень. Сколько он продержится, сказать сложно, но чем больше в нём будет азарта и вдумчивости, тем интереснее он станет для всех нас".
Кроме того, есть мнение, что со временем граница между вертикальным и горизонтальным форматом может исчезнуть. Если шедевр возможен в горизонтали, почему он не может появиться в вертикальном формате — даже на экране телефона?
Что значит работать в море?
Абсолютным фаворитом нынешнего фестиваля стал фильм Никиты Абрамова «Крестики — нолики»». Он не только завоевал победу сразу в дух номинациях фестиваля, но и получил специальный приз проекта «Национальные приоритеты» — диплом «За сохранение и популяризацию исторического наследия Арктической зоны РФ».
В фильме рассказывается реальная история от лица палубного матроса ледокола «Георгий Седов», которая произошла в далеком 1965 году. Ледокол совершал научную экспедицию вместе с биологами и гидрологами – цветом советской полярной мысли. В тот день он наскочил на подводную льдину, потребовалось срочное погружение в ледяную воду Атлантического океана и ремонт винта. Герой истории, молодой матрос, сам вызвался принять участие в опасной миссии. Без сложностей не обошлось, но благодаря поддержке старого механика и команды ледокола «Георгий Седов» погружение закончилось благополучно. Фильм ярко раскрывает все тяготы морской профессии — и даёт понять: чтобы работать в море, нужно быть по‑настоящему смелым, мужественным и всегда готовым подставить плечо товарищу.
Подробная информация о фестивале и победителях на сайте: www.goldenanchorfest.ru
Какова дальнейшая судьба этих фильмов?
«Сейчас ребята подписывают согласие на распространение фильмов, – рассказала директор и учредитель фестиваля Екатерина Лавреньтьева. – Пока им сложно осознать, что они уже становятся частью кинематографической истории, поэтому приходится подробно объяснять, зачем это нужно, как всё устроено и как мы будем дальше взаимодействовать.
У нас есть замечательный сертификат от Ливандии Дадермет — представителя фестивального мира. Победителям номинаций он даёт возможность участия в международных кинофестивалях. Ребята уже спрашивают: «Как это работает? Куда? Что дальше?». На данный момент могу сказать, что сейчас идёт процесс подписания согласий, а до конца февраля мы будем помогать им выходить на другие кинематографические площадки — при условии, что их вертикальные фильмы хотя бы приближены к нашим профессиональным стандартам».
Дискуссии и выставочные проекты фестиваля
В день фестиваля прошли круглые столы с участием кинематографистов, продюсеров, представителей морских ведомств, учёных и экспертов. Участники обсудили создание контента на морскую тему и возможности популяризации морских профессий через медиа.
В Историко-патриотическом центре «Отечества достойные сыны» открылись две выставки Фонда «Общество поощрения художеств». Экспозиция «Ковчег адмиралов. Морская слава, запечатлённая в фарфоре», приуроченная к 330-летию ВМФ России, представила уникальную коллекцию фарфоровых скульптур выдающихся флотоводцев. Выставка «Полюса живописи: Владимир Яркин и Олег Кукушкин» познакомила с творчеством мастеров ленинградской школы, воспевающих морскую стихию.
Первый фестиваль «Золотой якорь» объединил более 500 заявок и стал значимым шагом в сохранении морских традиций, патриотическом воспитании молодёжи и развитии отечественного морского кинематографа. Фестиваль прошёл при поддержке Главнокомандующего ВМФ РФ и Россотрудничества, а также при информационной поддержке профильных комитетов Санкт-Петербурга.
Жанна Данкиди
Фото автора