ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
13:24
КУЛЬТУРА
13:22
КУЛЬТУРА
статья
10 августа
05 августа
03 августа
22 июля
21 июля
20 июля
17 июля
12:00
МЕДИА
статья
15 июля
05 июля
29 июня
23 июня
22 июня
21 июня
18 июня
16 июня
15 июня
08 июня
07 июня
02 июня
25 мая
18 мая
14 мая
11 мая
27 апреля
25 апреля
27 марта
17 марта
13 марта
10 марта
02 марта
13:55
ОБЩЕСТВО
статья
01 марта
28 февраля
15:00
ОБЩЕСТВО
статья
27 февраля
25 февраля
15:14
КУЛЬТУРА
статья
24 февраля
17:16
ОБЩЕСТВО
статья
23 февраля
21 февраля
08:08
КУЛЬТУРА
статья
20 февраля
19 февраля
19:27
КУЛЬТУРА
репортаж
18 февраля
17 февраля
17:00
ОБЩЕСТВО
статья
16 февраля
15 февраля
14 февраля
17:59
ОБЩЕСТВО
статья
13 февраля
14:33
ОБЩЕСТВО
статья
11:30
ОБЩЕСТВО
статья
12 февраля
14:00
КУЛЬТУРА
статья
11 февраля
16:47
КУЛЬТУРА
репортаж
16:28
КУЛЬТУРА
статья
31 января

Искусством не шутят

14 августа, 13:24
Фото: Юлия Кудряшова-Белокрыс

 Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Яковлевич Спивак вместе со своими соратниками объявил об открытии  47-го сезона и представил грядущие премьеры в рамках пресс-конференции в ИА «Интерфакс - Северо-Запад». В процессе мероприятия присутствовавшим журналистам крупных информационных изданий рассказали, какие события, заслуживающие внимания критики и зрителей, будут иметь место в новом театральном сезоне.

Перед монологом главного участника пресс-конференции модератор Людмила Фомичева напомнила, что в 2023 году Семен Спивак был удостоен премии «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Данное упоминание оказалось очень кстати, Семен Яковлевич откликнулся на него своей фирменной счастливой и чуть лукавой улыбкой.  За этим последовал подробный живой рассказ о смыслах, стремлениях, творческих замыслах ближайшего будущего. Спивак умеет расставить акценты с помощью интонации так, что тому, кто его слушает, сразу хочется побежать и купить билет.  «Мы остаемся приверженцами театра для людей. Театр для нас кажется неисчерпаемым, можно сказать, что театр не меняется, лишь варьируются его темы», сказал художественный руководитель Молодежного театра, предвосхищая рассказ о главных событиях 47-го театрального сезона 2025/2026.

В новом сезоне репертуар театра пополнят сразу три премьеры. Одна из них уже в сентябре напомнит нам, что «Любовью не шутят» (как правильно заметил автор пьесы Альфред де Мюссе). Действие ее происходит в 1834 году. Важно то, что в ней автор отразил собственные душевные переживания, настигшие его во время любовного приключения с Жорж Санд, поэтому в пьесе все так серьезно.

«На перекрестке классицизма и романтического биения сердца», так о пьесе Мюссе говорил исполнитель роли Пердикана, легендарный Жерар Филипп. Спектакль с его участием увидел свет в 1959 году на сцене Народного Национального Театра и стал последней постановкой, где блистал этот выдающийся актер. «Непринужденность, изящество, сознательная жестокость, порыв, мечтательная меланхолия, сомнения и невероятной силы очарование», это все о главном герое. Мюссе вложил в него невероятный спектр противоречащих друг другу качеств характера, сделал его даже слишком живым для того времени. Благодаря этому в сценическом воплощении пьеса становится эпицентром небывалых душевных эманаций. Любовь вытекает из ненависти, мужество из страха, сомнения из непоколебимой уверенности в правильности своего поступка.

Спектакль 1959 года ставил кинорежиссер Рене Клер; спектакль в  Молодежном театре  выпускает заслуженный артист России, режиссер Михаил Черняк. «Я давно “точил зуб” на эту пьесу, еще с институтских времен, и меня всегда удивляло, почему ее так мало ставят». Михаил Геннадьевич сразу обозначил основной замысел: «У Мюссе написано, что это комедия, на самом деле это не совсем так. Специя задумчивости, специя грусти, добавленные в комедию, очень ее украшают». Еще Черняк приоткрыл секреты театральной кухни, уточнив, что в постановке предполагаются некие дополнения в отношении героев пьесы. «Мы Розетте придумали семью и жениха…», - эта фраза режиссера-постановщика прозвучала столь искрометно, словно Розетта не героиня спектакля, а реальный человек. Предвосхитив следующий вопрос, он добавил: «Да, да, конечно, неблагозвучное имя главного героя Пердикан мы поменяли на имя Альфред» (в честь самого Мюссе).

Пьесы прошлого, вставленные в раму современности, обретают счастливое бессмертие, ибо идеи, сформулированные в давние времена, благодаря неравнодушию нынешних режиссеров и актеров, обретают актуальное звучание. Обнаруживается их созвучие с темами дня сегодняшнего. Чтобы придать драматичной истории Мюссе легкость, спектаклю создали музыкальную партитуру: «У каждого персонажа будет своя музыкальная партия. Актер Молодежного театра Александр Конев написал стихи, автором музыки к песням стала Ирина Долгова», пояснил Михаил Черняк. От себя добавим, что музыка непременный элемент почти всех постановок Молодежного театра. Через нее воплощаются важные эмоциональные дополнения, которые невозможно выразить речью или движениями.

Второй премьерой 47-го сезона станет долгожданная «Бруклинская сказка» по пьесе знаменитого голливудского кинорежиссера, певца Нью-Йорка, Вуди Аллена. Это история о том, как искусство меняет (а точнее сказать, спасает) людей. Тема – остроактуальная для нашего времени. «Сегодня разговор на эту тему очень нужен, говорит Семен Спивак, взгляд человека на мир трансформируется, он сам меняется, смелеет, добреет, светлеет, облагораживается, учится прощать и понимать происходящее». В пьесе Вуди Аллена действие происходит в доме главаря мафии. Отправной точкой трансформаций становится появление картины «Мадонна с младенцем Иисусом». Понятное дело, картина краденая. Вокруг главного бандита, как по орбите, вращаются его подчиненные, скупщик краденного и другие персонажи. И все они постепенно перерождаются, знакомясь с этой картиной... Для спектакля уже готова видеопроекция картины, она станет идейной доминантой, точнее сказать, уровнем, к которому постепенно подтянутся все герои и смыслы постановки. Так в премьере Молодежного театра воплотится идея о спасении искусством. Еще нам поведают, что искусством, как и любовью, не шутят.

Роман Нечаев, исполнитель роли барыги Липпи: «Вуди Аллен написал потрясающую историю о чуде, с которым может столкнуться  любой из нас. Историю о том, как искусство может изменить человека навсегда. Это пьеса трогательная. Смешная, чистая, потрясающая. Главные роли исполняют Наталья Суркова и Александр Строев. Такими зрители их не видели никогда. Мы придумали для них много неожиданностей».

Семен Спивак: «Спектакль обрастает «мясом» уже полтора года. Он почти полностью сформировался в репетиционной комнате и готов к репетициям сценическим. Придуман особый ход: действие будет разворачиваться как на сцене, так и в зрительном зале». Предполагаемая премьера назначена на ноябрь текущего года. 

И, наконец, в апреле 2026 года свет рампы увидит дипломный спектакль Анастасии Нечаевой «Игроки» по пьесе Гоголя. «Центральная мысль: как плут обманул обманщика, но зритель расстраиваться не будет. Мы платим за все - и за плохое, и за хорошее. У нас в репертуаре уже есть дипломный спектакль другой выпускницы пятого набора моей мастерской Линли Цзян – «Стулья». И это хороший пример, как дипломная работа может вырасти до полноценной репертуарной постановки», сказал Семен Спивак.

Гоголь, Мюссе, Аллен – вот что ждет зрителей в новом 47-м сезоне Молодежного театра. Но кроме сюжетов, сценической реальности и артистических перевоплощений театр дарит бесценную атмосферу созидания. В его лице мы обретаем верного друга, собеседника, в разговоре с которым рождаются важные для всех нас опоры. В Молодежном театре, вобравшем в себя колорит петербургского стиля, так много производного от понятия «душа». Спивак – йог с 20-летним стажем, а в йоге главное, чтобы росла душа. К этому уже четыре десятилетия стремится и его театр.

Смыслообразующее повествование, выплавка новых сценических форм далеко не самое важное на подмостках. Театр ХХI века ценен искренностью, его эстетика вместе с этикой превращают сценический сюжет в историю про каждого из нас. Эхо каждого спектакля незримым ладаном витает над сценой, а после финала и аплодисментов впитывается душой. Мы уносим театр с собой в шум и суету города, превращая его в воспоминания, размышления и уроки жизни. 

Текст: Кристина Французова-Януш